Экспертный совет ГД обсудил гармонизацию подходов к ценообразованию в офлайн и онлайн торговле

05.12.2025
4 декабря 2025 года состоялось заседание Экспертного совета Государственной Думы по развитию конкуренции в сфере торговли и оказания услуг. Центральной темой обсуждения стали «Вопросы гармонизации подходов к ценообразованию в офлайн и онлайн торговле».

Ключевым вопросом повестки стало применение скидок маркетплейсами. Ценовая политика маркетплейсов приводит к ситуации, когда итоговая цена товара на маркетплейсе с учетом скидки нередко оказывается ниже, чем его себестоимость.

В своем выступлении Директор по исследовательской деятельности ИРПЭ Елена Кузьмина отметила, что источником финансирования столь глубоких скидок являются комиссии и штрафы в отношении селлеров. Так, за 2025 г. размер комиссий на крупнейших маркетплейсах вырос в среднем в 1,5 раза. Сумма всех выплат продавцов в адрес маркетплейсов (в т.ч. за логистику, рекламу и др.) достигла 80% от стоимости товара. Таким образом, можно прогнозировать, что чем больше будут скидки на цифровых платформах, тем жестче будет комиссионная политика маркетплейсов.

«В то же время мы видим, что маркетплейсы предоставляют значительно более выгодные условия работы для иностранных продавцов. Так, максимальные комиссии у двух крупнейших маркетплейсов для иностранных продавцов в зависимости от страны в 7-12 раз меньше максимального размера комиссий для россиян», - подчеркнула Елена Кузьмина.

В заседании приняли участие депутаты Госдумы, представители Федеральной антимонопольной службы, ведущих торговых сетей, маркетплейсов, отраслевых ассоциаций и экспертного сообщества. По итогам заседания будет сформирована рабочая группа для комплексной проработки предложений по гармонизации подходов к ценообразованию.