Заседание Комитета по розничной торговле в "Деловой России"

08.02.2023
6 февраля прошло первое в этом году заседание комитета «Деловой России» по розничной торговле. На заседании были опробованы новые форматы работы, способные помочь предпринимателям в введении и развитии бизнеса.
Встреча началась с рассмотрения аналитических исследований на тему ключевых трендов развития ритейла. Директор Института развития предпринимательства и экономики Наталья Назарова рассказала о предварительных итогах в 2022 и развитии розницы в 2023.

Результаты 2022 года показали, что уровень общей товарной и продовольственной инфляции выше показателей, зафиксированных в пандемию, однако несколько ниже показателей 2015 г., когда Россия впервые столкнулась с серьезным санкционным давлением начиная с 2014 г. По непродовольственным товарам, рост цен превысил показатели 2015 г.
Рост цен опережал рост денежных доходов населения, снизилась доступность кредитных ресурсов, у населения негативные ожидания относительно ситуации в экономике. В связи с этим потребители перешли в режим экономии. Это отразилось на обороте продовольственных и непродовольственных товаров.


Дальнейшее снижение физических продаж на фоне новых санкций и адаптации к уже введенным ограничениям – вполне реалистичный сценарий. Сдержанный оптимизм внушает то, что падение физического оборота торговли в прошедшем году оказалось ниже, чем в 2015-2016, несмотря на то, что в прошедшем году российская экономика испытывала значительно большее санкционное давление. Существует риск снижения уровня предложения. По итогам 2022 г. Росстатом фиксируется замедление темпов роста и снижение по ряду категорий обрабатывающих производств.

Основными трендами развития в 2023 г. будут: наращивание омниканальной торговли, расширение каталога собственных торговых марок, увеличение числа жестких дискаунтеров, снижение зависимости от импорта товаров.

Вызовы, с которыми предстоит столкнулся в 2023г это: дальнейшее снижение спроса со стороны конечных потребителей, усложнение условий ведения внешнеэкономической деятельности, рост риска ввоза контрафактной продукции по параллельному импорту, замедление создания новой торговой инфраструктуры и модернизации уже существующей, спад производства и дальнейшего сокращения присутствия зарубежных брендов на российском рынке, ухудшение регуляторных условий торговли.


С полным докладом можно ознакомится тут