Экспертный клуб НРФ: задачи и перспективы законодательного регулирования рынка рекламы

09.12.2022

Экспертный клуб национального рекламного форума обсудил изменения рекламного рынка в 2022, проблемы применения законодательства, взаимодействие отрасли и государства. В мероприятии приняла участие директор Института Назарова Наталья Александровна.


По мнению Института все ресурсы для взаимодействия государства и участников рынка рекламы фактически есть. Государственные инстанции заинтересованы в прозрачности рекламной индустрии, как и любой другой. Бизнес, в свою очередь, всегда работает на результат, и готов и адаптироваться, и предлагать свое видение для того, чтобы совместно находить оптимальные решения.



Примеры связанных проблем в правоприменении существуют в различных отраслях.



Так, например, в сегменте лекарственных препаратов есть определенные ограничения рекламы рецептурных лекарственных средств, которые вступают в противоречие с принятом законом об эксперименте по онлайн-торговле такими препаратами в Москве, Московской и Белгородской областях.


Реклама алкогольной продукции запрещена, но при этом у продавцов есть онлайн-витрины продукции.



В этом году планировалось начать эксперимент по дистанционной торговле алкоголем., а точнее российского вина. В условиях санкций в отношении РФ, из-за которых поставки иностранных вин были ограничены, для российской винодельческой отрасли появилось уникальное окно возможностей на отечественном рынке. Для продвижения продукции был внесен законопроект, в котором предлагается разрешить рекламу вин на конструкциях вдоль автодорог общего пользования, но только в регионах, где производится алкогольная продукция защищенных наименований. Принятие такого закона могло бы повысить узнаваемость вин российского производства, стимулировать развитие гастрономической культуры потребления вина и развитие аграрного туризма.


Основной тезис доклада Института заключается в том что необходимо четко разграничить понятия «реклама» и «информирование».


Например, разграничение данных понятий необходимо в табачной отрасли. Негативные последствия курения сомнений не вызывают, но мы не можем игнорировать складывающиеся на рынке тенденции. Сегодня широко представлены различные альтернативные средства доставки никотина, в том числе электронные системы нагревания табака. Сейчас такие устройства доступны на различных маркетплейсах и в офлайн-точках продажи, можно обнаружить баннеры с изображением наименования и самой продукции.



Другая проблема: на рынках появляются новые товары, которые не вписываются в исторически сложившиеся и несколько консервативные регуляторные рамки. Они востребованы, но при этом их невозможно легально рекламировать. В то же время растет доля контрафактной продукции, которую покупателям сложнее «опознать» из-за нехватки необходимой информации. Встает проблема информирования потребителя о подобных товарах, однако непонятно, где именно находится грань между предоставлением сведений о продукте и рекламой.


Таким образом, одна из таких заметных коллизий в ФЗ «О рекламе» - отсутствие чёткого разграничения понятий «реклама» и «информирование», противоречащей ключевому принципу законотворчества – однозначности толкования норм закона.


Единственным способом выправления ситуации, устранения не имеющих практического смысла ограничений для различных групп товаров является прямой диалог между законодателями, представителями ФОИВов, экспертного сообщества и бизнеса о системном обновлении ФЗ. И этот диалог критически необходимо активизировать в самое ближайшее время.