Штрафные санкции являются одним из чувствительных вопросов во взаимодействии сетей и поставщиков. Действительно, в текущих условиях прогнозировать спрос достаточно тяжело, за последние три года мы несколько раз наблюдали ажиотажный спрос со стороны потребителей. С учетом того, что поставщики сталкиваются с серьезными операционными проблемами их возможности наращивания производства и увеличения логистических мощностей для поставки продуктов питания крайне ограничены. В этой связи требование поставщиков подтверждения заказов, размещаемых сетями, выглядит оправданным. И мы видим, что некоторые сети идут на встречу, добровольно вводя мораторий на штрафы в наиболее сложные периоды и следуя практике подтверждения заказов. Это значит, что такой формат взаимодействия является оптимальным для участников рынка. В этой связи, считаем, что тем торговым компаниям, которые не ввели такую практику, необходимо еще раз вернуться к данному вопросу.
Решение этой проблемы с помощью внесения изменений в закон нецелесообразно, так как это будет означать, что участники рынка не способны самостоятельно решить противоречия в двустороннем взаимодействии, а присутствие регулятора будет только расширяться. В результате увеличится зарегулированность договорных отношений, что снизит возможности их быстрой адаптации к изменяющимся условиям ведения бизнеса. С учетом всей текущей неопределенности, наиболее эффективным является решение проблем через саморегулирование, так как затем законы будет сложнее адаптировать.
Альтернативным рыночным решением данного вопроса является развитие кооперации между субъектами малого и среднего бизнеса, которая может выровнять положение поставщиков и сетей. У объединений производителей продовольствия будет больше возможностей обеспечивать необходимые объемы поставок и отстаивать свои интересы при согласовании договоров.