19 сентября 2022 г. в Государственной Думе прошли парламентские слушания Комитета по защите конкуренции на тему «О совершенствовании антимонопольного законодательства в связи с развитием «цифровых» рынков» На слушаниях обсуждалось регулирование «цифровых» рынков.
В условиях стремительного развитии цифровых технологий меняются взаимодействие хозяйствующих субъектов между собой. Современные удобные сервисы для заключения сделок открывают возможность для роста бизнеса. Их интеграция в экосистемы в долгосрочной перспективе создает риски монополизации цифрового рынка.
Правительство Российской Федерации 7 июля 2022 года внесло в Государственную Думу "пятый антимонопольный пакет", разработанный ФАС России, который включает два законопроекта: "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Законопроект закрепляет понятие «сетевой эффект» (влияние хозяйствующего субъекта, обеспечивающего заключение сделок между продавцом и покупателем в сети интернет с использованием программ ЭВМ на общие условия обращения товаров на таком рынке). Устанавливает новый критерий доминирующего положения на рынке заключающегося в возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на рынке, устранять (затруднять) доступ на рынок, используя сетевые эффекты. Устанавливает запрет деятельности хозяйствующих субъектов интернет-торговли - доли которых превышает 35% стоимостного объема сделок на рынке, а выручка превышает 2 млрд рублей. Вводит новое условие необходимости согласования сделки с антимонопольным органом - если цена сделки превышает 7 млрд рублей. Расширяет использование института экспертизы при проведении анализа состояния конкуренции, согласовании сделок и контроле за исполнением предписаний, а также уточнение требований к эксперту. Признает отягчающим обстоятельством при назначении административной ответственности случаев использования электронных технологий и автоматических режимов (без участия человека) в целях исполнения ограничивающих конкуренцию соглашений.
Главным недостатком представленной инициативы, по мнению участников слушаний является отсутствие единого подхода к регулированию всех видов цифровых платформ, что не позволит обеспечить здоровую конкурентную среду на цифровых рынках. Суть термина "сетевой эффект" заключается в степени влияния на общие условия обращения товаров на рынке, независимо от вида деятельности хозяйствующего субъекта. Далее данное понятие используется для оценки его положения на соответствующем рынке.
Предложенная инициатива изначально предусматривает регулирование только в отношении определенного процесса обращения товаров в интернете – посредством совершения сделок между продавцами и покупателями с использованием программ для ЭВМ, не учитывая специфику и многообразие рынка электронной коммерции, а также других цифровых рынков.
Требуют дополнительного обсуждения количественный показатель доминирования в виде доли рынка и уточнение понятия пороговой выручки, поскольку агрегаторы и маркетплейсы в большей степени занимаются не продажей, а обеспечением взаимодействия продавца и покупателя, следовательно, выручка формируется из разных источников.
Необходимо обсудить подходы к определению продуктовых и географических границ исследуемого рынка, емкости рынка, составу хозяйствующих субъектов (включая доли на рынке), уровню концентрации, выявлению барьеров для входа на соответствующий рынок.
При доработке закона во втором чтении следует уточнить права эксперта по доступу к данным, составляющим коммерческую тайну, которые в соответствии с законом о коммерческой тайне не могут быть переданы антимонопольным органом без согласия обладателя информации другим лицам.
Вызывает также сомнение подход, в соответствии с которым использование программ ЭВМ при совершении антиконкурентных соглашений признается отягчающим обстоятельством, то есть участие человека несет меньшую административную нагрузку, чем технология.
Участники слушаний обратили особое внимание, что с 2021 года действуют разработанные и принятые с участием бизнес-сообщества общеотраслевые принципы взаимодействия участников цифровых рынков, что свидетельствует о наличии рыночного саморегулирования. Представляется, что комбинированный механизм регулирования в виде сочетания государственного регулирования и механизмов саморегулирования представляется наиболее эффективным на цифровых рынках, активное развитие которых способно привести к монополизации таких товарных рынков.
Директор Института Развития Предпринимательства и Экономики обратила внимание на необходимость проработки проекта методики анализа рынка на предмет наличия сетевых эффектов и определения границ, который не упомянут в перечне нормативных правовых актов, подлежащих изменению и принятию в связи с принятием представленного законопроекта.